Эта дата служила важным рубежом для земледельцев – к ней завершалась напряженная посевная страда. Крестьяне говорили, что Еремей не только начинает сев (14 мая, Еремей Запашник), но и ставит в нем точку.
Главными героями дня становились лошади – незаменимые помощники в тяжелом труде. Их буквально освобождали от упряжи, давая долгожданный отдых. Считалось большим грехом не уделить им внимания. Хозяева хорошо кормили животных, баловали лакомствами, купали и ласково разговаривали, благодаря за помощь. Работать на лошадях 13 июня строго запрещалось – верили, что это неминуемо приведет к тяжелой болезни или даже гибели животного. Любые дела, требующие выезда из деревни, откладывали или шли пешком, даже на дальние расстояния. Исключение делалось лишь для оказания срочной помощи, но и тогда использование лошади считалось дурной приметой.
С этим днем связано и другое название – Еремей Бобовник. Посадку бобовых культур – гороха и бобов – следовало закончить именно к этой дате. Считалось, что посеянные позже, они просто не успеют дать урожай.
Уход с поля после сева сопровождался особыми ритуалами, связанными с верой в природных духов. Крестьяне верили в Житного деда (Житеня) – могущественного духа полей. Он отвечал за плодородие земли и силу колосьев. Когда люди покидали пашню, Житный дед начинал инспектировать их работу, и от его оценки зависел будущий урожай. Его нельзя было беспокоить – разгневанный дух мог заплутать человека или завести в болото. Помогали деду озорные внучата – луговички и межевички. Эти духи любили подшучивать над теми, кто рискнул задремать в поле, особенно в зной.
Чтобы умилостивить духов и обеспечить хороший урожай, проводили специальный обряд. Хозяйки пекли мучные изделия – пироги, пирожки, булочки или пряники. Часть выпечки мужчины относили на самый край поля. Там угощение оставляли специально для Житного деда и его внучат, одновременно прося их о щедром урожае зерновых. В некоторых местностях к пирогам добавляли несколько сырых куриных яиц.
День Еремея Распрягальника был окружен строгими правилами и приметами. Люди старались избегать ссор и криков, веря, что ссора навлечет беду. Категорически не рекомендовалось переезжать в новое жилище – это сулило финансовые трудности и проблемы со здоровьем. Сны, увиденные в ночь на 13 июня, считались вещими и обещали положительные перемены.
Наблюдали крестьяне и за природой, пытаясь предугадать будущее. Густой утренний туман, не рассеивающийся к обеду, предвещал скорое ухудшение погоды. Если же на Еремея стояла ненастная погода, это считалось предвестником суровой и холодной зимы: «На Еремея непогода – всю зиму промаешься». Обильная вечерняя роса, напротив, указывала на то, что следующий день будет жарким. Этот день был временем благодарности, отдыха и надежд на плодородное лето.