Почему в Беларуси растут цены на проезд: причины и прогнозы

С 26 марта 2025 года жители Минской области столкнулись с повышением тарифов на общественный транспорт.

Почему в Беларуси растут цены на проезд: причины и прогнозы

Стоимость разового проезда в автобусах и троллейбусах выросла на 10 копеек, достигнув 90 копеек, а в экспресс-маршрутах –  1-го рубля. Одновременно подорожали проездные билеты: в городах с населением до 50 тыс. человек месячный абонемент теперь обходится в 34,42, декадный –  12,06 рублей. Для более крупных населенных пунктов установлены цены 39,43 и 13,86 рублей соответственно. Эти изменения закреплены решением Минского областного исполнительного комитета от 19 марта 2025 года №295, которое скорректировало тарифы 2020 года. Столица повышение не затронуло – в Минске разовый билет сохранил стоимость 85 копеек, а жетон метро –  90 копеек.

Причины изменений

Рост цен связан с комплексом экономических факторов. С 15 марта 2025 года в Беларуси началось поэтапное подорожание топлива: каждую неделю стоимость литра бензина и дизеля увеличивается на 2 копейки. К маю цены достигнут +16 копеек к уровню начала года. Например, литр АИ-95-К5-Евро подорожал с 2,46 до 2,48 рубля. Государственный концерн «Белнефтехим» объяснил это ростом мировых цен на нефть (сорт Urals подорожал с $50 до $70 за баррель за год) и необходимостью синхронизации с рынками стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для предотвращения «топливного туризма».

Затраты на эксплуатацию транспорта –  ключевая статья расходов перевозчиков. Один автобус ежедневно преодолевает до 300 км, требуя расходов на топливо, техобслуживание и зарплаты сотрудников. Например, в Минске ежедневно работает более 1,5 тыс. единиц транспорта, обслуживающих 290 маршрутов. При этом пассажиры оплачивают лишь часть реальной стоимости поездки. Как отметил председатель Минского горсовета Артем Цуран, без государственных субсидий талон стоил бы Br3 вместо 85 копеек. В 2024 году на социальную сферу, включая транспорт, было направлено 42% госбюджета.

Куда идут деньги

Повышение тарифов частично направлено на модернизацию парка. В 2025 годах Беларусь планирует обновить не менее 10% подвижного состава ежегодно. Например, Минская область уже обновила 20% транспорта, внедряя электробусы. Эти машины не только экологичнее дизельных аналогов (сокращают выбросы CO2 на 100%), но и экономичнее: ночная зарядка обходится дешевле заправки топливом.

Общественный транспорт также решает проблемы социальной справедливости и экологии. Он обеспечивает мобильность для тех, кто не может позволить автомобиль, и сокращает углеродный след: один электробус заменяет 30 личных авто и снижает уровень шума на 30%. Для Беларуси, где 72% маломобильных граждан ограничены в передвижении, доступный транспорт –  ключ к инклюзивности (вовлечению людей с особенностями в жизнь общества).

Повышение тарифов –  непопулярная, но вынужденная мера. Государство балансирует между поддержанием доступности услуг и необходимостью модернизации. Например, даже после роста цен в Минской области проезд остается дешевле, чем в России (средняя стоимость –  1,5 Br) или Грузии (1,2 Br). При этом сохранение субсидий позволяет избежать резкого роста инфляции, которая в 2024 году составила 5,5%.

scroll to top