Уже сданы два объекта: путепровод на улицах Кирова–Дворникова, открытый к 1 мая, и мост через реку Неславка в Октябрьском районе, восстановленный еще в январе. Теперь настала очередь знакового пешеходного моста через Сож, который с 10 мая закрыт на полугодовую реконструкцию. Этот объект, соединяющий центральный парк с главным пляжем по улице Баумана, не только важен для транспорта, но и является символом города. Его протяженность составляет 293 метра (ранее некоторые СМИ ошибочно указывали 243 метра), а история насчитывает 55 лет.
Что изменится после ремонта?
Реконструкцию разделили на два этапа. На первом строители демонтируют старые конструкции, установят пандусы для маломобильных граждан, заменят изношенную монолитную плиту и перильные ограждения – это удвоит несущую способность моста. На втором этапе проведут гидроизоляцию и отремонтируют нижнюю часть сооружения, включая опорные конструкции. Параллельно обновят внешний облик: усилят мостовое полотно, добавят современную подсветку с «изюминкой», которая сделает объект привлекательным для фотографий молодоженов и блогеров.
Официальный срок работ – 6 месяцев (до ноября 2025 года), но власти надеются завершить их раньше. После ремонта мост гарантированно прослужит 25 лет, хотя эксперты уверены: при своевременном обслуживании срок можно продлить. В прошлый раз, 10 лет назад, ремонт ограничился частичной заменой покрытия и покраской ограждений.
Но как добраться до пляжа?
Несмотря на закрытие моста, центральный пляж останется доступным. Левая его часть будет работать в обычном режиме с торговыми точками, спортивными площадками и арендой инвентаря. Для удобства горожан организовали автобус-челнок, курсирующий от площади Ленина каждые 20 минут. Тем, кто едет на личном транспорте, предложат оставить машину на оборудованной парковке у въезда – от нее до песка 5 минут пешком.
Власти также рассматривают возрождение паромной переправы, как это делали во время прошлых ремонтов. Для этого потребуется обустроить причал на левом берегу в районе Якубовки, где ранее уже существовала подобная инфраструктура. Параллельно обсуждается увеличение количества рейсов на действующем автобусном маршруте до Якубовки или запуск нового «кругового» маршрута от площади Ленина.
История моста: от наплавных переправ до ажурной арки
Пешеходный мост длиной 293 метра появился в 1970 году как ответ на растущую популярность центрального пляжа. До его строительства горожан перевозили на катере «Лапоть», а еще раньше – по наплавным и понтонным мостам, которые регулярно разрушались из-за паводков. Например, в 1790–1910 годах наплавной мост в районе центрального спуска соединял берега, но после развития судоходства его перестали устанавливать.
Строительство моста стало техническим вызовом: центральную арку собирали на улице Баумана, затем «подтягивали» к опорам с помощью временных деревянных конструкций. Перепад высот между берегами компенсировали насыпью, а для судоходства оставили достаточный просвет. Шесть пролетов, ажурная конструкция и наклонная форма сделали мост визитной карточкой города – здесь гуляли, снимали кино, а в 1980-х даже открыли кафе, позже занятое Гомельским епархиальным управлением.
Гомельчане негодуют
В соцсетях гомельчане активно обсуждают реконструкцию. Одни поддерживают решение властей, отмечая, что мост «всем нужен» и требует обновления. Другие скептически относятся к ремонту «старья», предлагая вместо этого построить новый объект, и напоминают о затянувшихся проектах вроде Житковичского и Бобовичского мостов.
Особое беспокойство выражают жители микрорайонов Аэродром и Сельмаш: для них мост был кратчайшим путем на работу. С начала мая многие жалуются на увеличение времени в пути из-за объездов и требуют добавить автобусные рейсы через Советскую улицу. Городские власти пока ограничились челноком до пляжа, но обещают следить за нагрузкой на транспортную сеть, особенно после окончания школьных каникул.
Фото взято из архива пользователя yuri zaitsev