Главы транспортных ведомств рассмотрели новый стратегический документ — дорожную карту, которая определяет, что и когда нужно сделать для развития транспортной системы на ближайшие три года. Правительства стран ЕАЭС утвердили эту дорожную карту в октябре 2024 года. В ней 33 пункта: они касаются строительства и ремонта дорог, внедрения электронных документов, изменения законов и других важных задач.
В этот раз министры добавили в план вопросы обучения и повышения квалификации специалистов, которые работают в транспортной отрасли. Теперь страны ЕАЭС будут не только строить новые дороги и внедрять современные технологии, но и готовить профессионалов, которые смогут работать с этими новшествами.
Как страны ЕАЭС борются с задержками на маршрутах
Одной из главных проблем для перевозчиков остаются “узкие места” — это участки дорог, железнодорожных линий или портов, где часто происходят задержки и скапливаются грузы. Чтобы решить эту проблему, страны ЕАЭС разрабатывают совместный план по развитию транспортных коридоров — основных маршрутов, по которым идут грузы через всю территорию союза. Например, они анализируют, где чаще всего возникают пробки или поломки, и предлагают конкретные меры: расширяют дороги, строят новые мосты или модернизируют железнодорожные станции.
Цифровизация — ещё один важный шаг. Страны ЕАЭС постепенно переходят на электронные документы, чтобы ускорить оформление грузов и снизить вероятность ошибок. Например, при пересечении внешней границы ЕАЭС грузовые автомобили проходят контроль с помощью специальной электронной системы. Эта система автоматически проверяет документы, фиксирует оплату сборов и штрафов, а также передаёт информацию между странами в режиме реального времени. Беларусь и Россия уже используют такую систему, а Казахстан и Кыргызстан планируют подключиться к ней до конца года.
Новые технологии: беспилотники и умные системы
Министры транспорта договорились создать специальную рабочую группу по внедрению интеллектуальных транспортных систем. Это значит, что в ближайшие годы на дорогах ЕАЭС могут появиться автоматизированные и беспилотные транспортные средства — такие машины управляются компьютерами без участия водителя. Кроме того, страны будут использовать цифровые платформы для анализа данных о движении транспорта, чтобы заранее прогнозировать пробки и оптимизировать маршруты.
Эксперты считают, что к 2040 году переход на полностью электронный документооборот поможет странам ЕАЭС экономить до 27 миллиардов евро в год. Применение новых технологий, например блокчейна — это система, которая защищает электронные документы от подделки и обеспечивает прозрачность всех операций, — упростит работу с таможней и ускорит перевозки.
Международные встречи и новые проекты
Участники форума обсудили, как страны ЕАЭС будут сотрудничать с другими государствами и компаниями. В ближайшее время представители союза поедут на Транспортную неделю в Казахстане, примут участие в Международном транспортно-логистическом форуме в Санкт-Петербурге и выступят на Днях Евразии в штаб-квартире Организации Объединённых Наций (ООН) в Женеве. Эти встречи помогут продвигать интересы ЕАЭС на мировой арене и находить новых партнёров.
Министры также обсудили вопросы, по которым пока не удалось договориться. Например, страны продолжают спорить о правилах перевозки грузов автомобильным и воздушным транспортом на долгий срок. По 20 из 22 предложенных механизмов стороны уже пришли к согласию, что говорит о высокой степени сотрудничества между странами ЕАЭС.
“Евразийский агроэкспресс” расширяет маршруты
Проект “Евразийский агроэкспресс” изначально создавали для быстрой перевозки сельскохозяйственной продукции между странами союза. Теперь его маршруты становятся шире, а список перевозимых товаров — больше. Это даёт новые возможности для производителей и экспортёров, а также помогает развивать сельское хозяйство в странах ЕАЭС.
В будущем страны планируют совместно строить новые транспортные объекты и договариваться о сотрудничестве с другими государствами. Это позволит ЕАЭС использовать свой транзитный потенциал — то есть пропускать через свою территорию грузы из других стран, что принесёт дополнительный доход и поможет интегрироваться в мировую экономику.