Несомненно, ребенок должен уметь самостоятельно строить коммуникацию со сверстниками и учителями — без родителей и посредников. Многим это покажется абсолютно естественным, но нельзя упускать из внимания стеснительность и незнание внешнего мира у ребенка в настолько широком смысле, насколько просто это может показаться взрослому.
Начинающий школьник просто обязан уметь включать фантазию, как минимум, чтобы быть готовым к изобретению и рассуждению, описанию и изображению придуманного или заданного учителем. К этому же можно отнести возможность самостоятельно себя занять (например, играть в одиночные игры), чтобы быть уверенным в своих дальнейших шагах и рассуждениях.
Уметь задавать много вопросов и главное, получать на них ответы, то есть слушать. Вопросов из разряда «почему» у детей и так огромное количество, в том числе и дошкольного возраста. Однако здесь важен момент правильной постановки вопроса для получения ответа, который станет осознанным. Это поможет терпимо относится ко всему новому и другому, спокойно принимать непривычное и быть готовым ко встрече с новыми людьми с другим взглядом на жизнь.
Наконец, школьник должен уметь брать на себя ответственность. За свои действия и поступки, за сверстников, которые нуждаются в защите, потому что слабее и многое другое. В школе не прикроют родители и не всегда успеют защитить учителя. Необходимо отстаивать свою позицию не ущемляя интересы и права других — это и есть умение брать на себя ответственность.