Основная цель изменений — сделать систему занятости более эффективной и адаптированной к современным реалиям.
Одним из важных изменений стало увеличение поддержки для работодателей, которые создают или сохраняют рабочие места для людей с инвалидностью. Теперь максимальная сумма финансирования на эти цели выросла до 1 500 базовых величин, что эквивалентно 63 000 белорусских рублей. Однако чтобы получить эту помощь, работодатели должны соответствовать строгим условиям: у них не должно быть задолженностей по налогам, они не должны находиться в процессе ликвидации или банкротства, а созданное рабочее место должно сохраняться за человеком с инвалидностью не менее трёх лет. Эти меры направлены на то, чтобы помощь действительно шла на благо людей, а не использовалась впустую.
Кроме того, увеличилась сумма, которую можно получить на адаптацию человека с инвалидностью к трудовой деятельности. Теперь она составляет до 200 базовых величин, или 8 400 рублей, за одно рабочее место. При этом уточнено, что такая адаптация проводится только один раз, за исключением случаев, когда человек не может продолжать работу из-за ухудшения здоровья или ликвидации организации. Это изменение позволяет более рационально использовать ресурсы и избежать дублирования процессов.
В законе также уточнён порядок установления квот для приёма на работу людей с инвалидностью. Если работодатель уже выполняет квоту по трудоустройству этой категории граждан, ему не нужно резервировать места для безработных. Это упрощает процесс для компаний и делает его более прозрачным.
Важным нововведением стало уточнение критериев для отнесения граждан к категории “не занятых в экономике”. Теперь в списки тех, кто платит за услуги по экономически обоснованным тарифам, не включаются студенты, обучающиеся на дневной форме в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также те, кто получает образование за границей по направлениям государственных органов.
Занятыми в экономике считаются и граждане, которые состоят на учёте в органах Фонда социальной защиты населения (ФСЗН) и платят обязательные страховые взносы. Эти изменения помогают более точно учитывать занятость населения и избежать несправедливого распределения нагрузки.
Закон также расширил полномочия комиссий по координации работы по содействию занятости населения. Теперь они могут взаимодействовать с органами внутренних дел для привлечения к ответственности людей, которые уклоняются от явки и ведут асоциальный образ жизни. Это позволяет более эффективно бороться с уклонением от трудоустройства и снижает нагрузку на социальную систему.
Для людей, освободившихся из мест лишения свободы, упрощены условия получения поддержки при трудоустройстве. Теперь они могут рассчитывать на частичную компенсацию затрат на оплату труда, даже если не смогли найти работу в течение 10 дней. Раньше это было обязательным условием, что создавало дополнительные барьеры для трудоустройства.
Эти изменения в законодательстве направлены на то, чтобы сделать систему занятости более гибкой, справедливой и ориентированной на нужды граждан. Они учитывают современные вызовы и помогают более эффективно решать проблемы на рынке труда.