Белорусские дороги нового поколения: как старые шины используют вместо импортных дорожных материалов

В Беларуси дорожная отрасль развивается не только за счет строительства, но и благодаря научным разработкам.

Белорусские дороги нового поколения: как старые шины используют вместо импортных дорожных материалов

Государственное предприятие «БелдорНИИ» — один из лидеров в сфере дорожного и мостового строительства — создает новые материалы и технологии, которые делают дороги прочнее и служат дольше. Одно из главных достижений института — добавка для асфальтобетона, изготовленная из переработанной резиновой крошки, получаемой из старых автомобильных шин. Эта добавка полностью заменяет импортные материалы.

Президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что вторичные ресурсы, такие как резина из отработанных шин, — это настоящее богатство, которое в стране пока используют недостаточно. Он подчеркнул важность развития этой сферы для экономики и охраны окружающей среды.

Почему резиновая крошка подходит для дорог?

В мире для улучшения прочности и долговечности асфальтобетона применяют специальные добавки, часто на основе полимеров — это вещества, которые делают материал более эластичным и прочным. Однако в климате Беларуси с холодной и переменчивой погодой такие полимерные добавки работают плохо.

В «БелдорНИИ» решили использовать резиновую крошку из старых автомобильных шин, потому что этого материала в стране много. Главный научный сотрудник института, профессор Алексей Бусел, объяснил, что резиновая крошка в чистом виде не подходит для асфальтобетона. Она делает покрытие слишком упругим, из-за чего асфальт постепенно разрушается под давлением колес.

Чтобы решить эту проблему, ученые разработали технологию, которая превращает резину в пластичный материал и смешивает его с вяжущим веществом. Получается материал, который смягчает давление от колес, не разрушая структуру асфальта.

От импортного полимера к белорусской технологии

До 2011 года Беларусь использовала для производства модифицированного битума — вещества, которое улучшает качество асфальтобетона — импортные полимеры из Европы, США и России. «БелдорНИИ» создали полностью отечественную добавку, которая не только заменяет импорт, но и улучшает качество дорог.

Главный технолог института Николай Радьков рассказал, что благодаря этой технологии удалось снизить появление колеи — углублений на дороге, которые возникают от постоянного давления колес. С 2011 года добавку применяют на основных трассах из Минска в областные центры, где она показала хорошие результаты.

Как делают резиновый модификатор

Производство добавки расположено в деревне Мартияновка Березинского района, в 80 километрах от Минска. Начальник управления производственно-технического развития «БелдорНИИ» Андрей Буртыль рассказал, что сначала в специальный аппарат — реактор — загружают битум, резиновый порошок и другие добавки. Смесь нагревают 3–4 часа, чтобы резиновая крошка приобрела нужные свойства.

Затем смесь охлаждают и перемешивают с порошками, которые делают продукт сухим и удобным для использования. В итоге получают добавку, которую добавляют в асфальтобетон для улучшения его свойств. Предприятие выпускает около 2,5–3 тысяч тонн этой добавки в год, что хватает для всей страны и оставляет запас для экспорта.

Преимущества резиновой добавки: долговечность, экономия и экологичность

Асфальтобетон с резиновой добавкой служит примерно на 25% дольше обычного покрытия. Например, на трассе М-6 Минск — Гродно, где с 90-го по 211-й километр применяли эту технологию, дороги остаются без колеи и трещин. Если обычно гарантия на дороги составляет 5 лет, то для покрытий с этой добавкой установили гарантию на 10 лет, а специалисты считают, что срок службы может достигать 15 лет.

Стоимость асфальтобетона с резиновой добавкой на 25% ниже, чем с импортным модифицированным битумом. Кроме того, такой битум можно хранить до года, а импортные аналоги нужно использовать в течение двух суток после производства. Это дает производителям больше гибкости и экономит деньги.

Российские дорожники проявили интерес к этой технологии, потому что у них есть проблема с повреждениями дорог от шипованных шин. «БелдорНИИ» создали модификатор, который восстанавливает асфальт после воздействия шипов, что открывает новые возможности для сотрудничества.

Перспективы радуют

Кроме асфальтобетона для дорог с шипованными шинами, ученые из Беларуси создают гидроизоляционные материалы на основе резинобитумного вяжущего — это вещество, которое защищает мосты и другие конструкции от коррозии, вызванной солевыми растворами, применяемыми зимой для борьбы с гололедом.

Начальник производства Андрей Буртыль считает, что с учетом государственной поддержки и задачи максимального использования вторичных ресурсов, потенциал технологии далеко не исчерпан. В будущем она может стать основой для новых решений в дорожном строительстве и других сферах.

ИИ-изображение иллюстративное

scroll to top

Читай новости
в ТГ-канале