Исторические корни праздника уходят в дохристианские аграрно-погребальные обряды. Название праздника, согласно самой популярной среди ученых гипотезе, происходит от балтского raudà («плач с причитаниями»), что отражает древний погребальный обряд, зафиксированный у пруссов еще в XIII веке.
Христианизация добавила народную этимологию через корень рад– («радость»), связав праздник с пасхальным Воскресением. Первое письменное упоминание термина обнаружено в витебской берестяной грамоте XIV века – «радовница». В разных регионах Беларуси праздник называли Наві Дзень (от праславянского навь – мир мертвых), Вялікдзень мертвых или Дзяды радасныя.
Дохристианские корни и церковные запреты
Археологи нашли следы весенних тризн – ритуальных трапез на курганах Полоцкого княжества IX–XI веков. Предкам оставляли блины, яйца, кутью (кашу с медом), веря, что их души влияют на урожай. Яйца красили в желтый (отвар березовых листьев) или зеленый (крапива) – «жалобные» цвета, символ связи миров. В балтской традиции могилы украшали ветвями, а ритуальный плач raudinė упоминался в уставе Виленской епархии 1528 года.
С X века церковь привязала Радуницу ко вторнику после Пасхи (в 2025 г. – 29 апреля). Виленская епархия в 1528 году запретила священникам служить на кладбищах «с пьяными воплями», а Стоглавый собор 1551 года осудил распитие алкоголя. Но народные обычаи выжили: в Могилевской губернии XIX века на могилы ставили три чарки – для деда, бабки и «неназваных душ», а в Витебской области до 1920-х «будили» покойников стуком яиц по крестам. Даже духовенство участвовало: Тихвинский монастырь в 1592 году тратил 16 алтын на покупку яиц для обрядов.
Региональные различия
В Полесье на подоконник ставили воду с серебряным крестиком «для защиты от нечисти», а в деревне Лахва (Брестская область) до 1939 года духам оставляли яйца в лесу. На севере страны готовили баню для предков: оставляли веник и чистую одежду, а утром искали следы на золе. В Ивьевском районе старики стучали пасхальными яйцами по крестам, «будя» умерших, а в Гродненской области пекли «радуницкие колачи» – лепешки с оттиском креста, которые крошили птицам как посредникам между мирами. В Брестчине до 1930-х бросали в реку старые веники с приговором: «Ідзі, зіма, да Кракава!». В Сенненском районе молодежь качалась на «радуницких качелях», распевая: «Качайся, душа, у рай – паперад нас усіх падай!» – ритуал, связанный с плодородием. На востоке страны яйца красили в желто-зеленые тона, отличая от пасхальных красных.
В 1920–1980-е власти запрещали Радуницу как «религиозный пережиток». В Брестской области до 1970-х тайно начинали первую весеннюю пашню с поклона на четыре стороны – «испрашивали разрешения у предков». В Минске посещение кладбищ маскировали под «субботники», а в деревнях Полесья обряды смещали на Пасху, прикрываясь сборами «на прополку».
Современная ситуация
С 1992 года Радуница – официальный выходной. В 2023 году к кладбищам Минска запустили рекордные 412 дополнительных автобусов. 85% белорусов посещают могилы, 73% горожан оставляют крашеные яйца, несмотря на критику церкви. Экологи борются с пластиковыми цветами: в 2024 году стартовала акция «Живые цветы для предков». 41% молодежи (опрос БГУ, 2023) воспринимает праздник как «день семейного единения». В Гомеле проводят флешмобы по уборке старых кладбищ, а в Минске популярны биоразлагаемые венки из соломы.
Общие славянские корни
Сербы в Побусани понедельник кладут на могилы красные яйца и ветки боярышника – «моста между мирами». Болгары на Малък Великден пекут «кукли» – фигурки из теста, символизирующие предков, которые съедают, чтобы перенять их силу. В Черниговской области украинцы ставят на окно воду с хлебом для духов, а в Карпатах до 1940-х клали ложку каждого блюда в «родительскую тарелку». На границе с Беларусью, в Подляшье, поляки приносят на кладбища «паску» – творожный кулич в форме пирамиды-лестницы в небо. В Молдавии пускают по воде корзины с яйцами, чтобы «сообщить» предкам о Пасхе.
Можно сказать, по своей сути Радуница – не просто ритуал, а живой механизм культурной памяти. Через века он продолжает сохранять архаичные ритуалы, при этом неплохо адаптировавшись к современности. И пока белорусы катают яйца по могилам, а сербы кладут на надгробия ветки боярышника, древняя вера в связь с предками продолжает жить – вопреки запретам, войнам и смене эпох.