Многим знакомы такие мнения: “На заднем сиденье можно не пристегиваться, там безопаснее”, или “На высокой скорости ремень может даже навредить, лучше вылететь через стекло”. Эти представления кажутся шансом на спасение, однако являются опасными заблуждениями.
Реальная статистика и исследования, включая данные из Беларуси и стран СНГ, полностью их опровергают. Проанализируем, почему пристегиваться на заднем сиденье жизненно важно всегда, включая поездки со скоростью выше 40 км/ч.
Миф 1: Сзади безопасно и без ремня
Логика кажется понятной: спереди угрожают лобовое стекло и капот, сзади же — мягкое кресло впереди и больше пространства. Однако краш-тесты и статистические данные демонстрируют обратное. Столкновение на скорости всего 50 км/ч сравнимо с падением с четвертого этажа. Непристегнутый человек на заднем сиденье превращается в тяжелый снаряд, летящий вперед. Он с огромной силой ударяется о спинку переднего кресла, лобовое стекло или металлические детали салона.
Согласно данным США, среди погибших пассажиров задних сидений почти половина (около 49% в 2023 году) не использовали ремни безопасности. Их риск погибнуть почти в 3 раза выше по сравнению с пристегнутыми сзади пассажирами. Аналогичная картина наблюдается и в странах СНГ: в России среди погибших пассажиров в 2019 году 22% не были пристегнуты, причем каждый пятый пассажир в ДТП по-прежнему игнорирует ремень.
В Беларуси нарушения при перевозке пассажиров остаются серьезной проблемой: например, в Брестской области в 2025 году выявили свыше 3000 непристегнутых пассажиров. Ремень безопасности снижает риск смерти на заднем сиденье на 55-75% по американским исследованиям (пристёгнутый пассажир сзади имеет шанс погибнуть в 2.2-4 раза ниже, чем непристёгнутый). Эти цифры отражают реальные спасенные жизни.
Миф 2: Вылететь через стекло — шанс выжить
Истории о том, что кто-то вылетел через стекло и выжил, тогда как пристегнутые погибли, существуют. Однако они представляют редчайшие исключения. Исследования показывают жесткую реальность: полное вылетание из автомобиля (эжекция) почти гарантирует смерть или тяжелейшие травмы. Например, в США в 2021 году погибло 83% людей, полностью выброшенных из автомобиля! Ремень безопасности надежно удерживает человека на месте, предотвращая вылет. Среди погибших пристегнутых пассажиров вылетевших было всего 1%.
Шанс быть выброшенным из машины и при этом чудом выжить ничтожно мал на фоне огромного риска получить смертельные травмы внутри салона или быть раздавленным собственным автомобилем. Данные по СНГ подтверждают критическую важность удержания в салоне: при опрокидывании автомобиля использование ремня снижает риск смерти в 5 раз.
Миф 3: Ремень бесполезен или опасен на скорости выше 40 км/ч
Утверждение, что на трассе при скорости 80-100 км/ч ремень уже не спасает, также неверно. Действительно, с ростом скорости последствия удара усугубляются. Но именно ремень безопасности становится ключевым элементом защиты. Он предотвращает опасное подныривание тела под поясную лямку, особенно актуальное для старых автомобилей без современных систем натяжения на задних сиденьях, что снижает риск травм живота.
Кроме того, ремень удерживает пассажира в “зоне выживания” – наиболее прочной части каркаса автомобиля, спроектированной противостоять деформации, не позволяя улететь в зону смятия или удариться о внутренние конструкции. Также он распределяет силу удара по крепким частям тела – груди, тазу, плечу, вместо концентрации на одной точке.
Даже на скорости 100 км/ч ремень безопасности существенно повышает шансы на выживание по сравнению с неконтролируемым движением по салону или вылетом через стекло. Эффективность ремней доказана статистикой: они снижают риск гибели для водителей и передних пассажиров на 45-50%.
Утверждение о бесполезности ремня после 40, 50 или 60 км/ч является мифом; ремень не перестает выполнять свою защитную функцию.
Безопасность детей на заднем сиденье
Заднее сиденье действительно остается самым безопасным местом для перевозки детей. Причина этого – опасность срабатывания фронтальной подушки безопасности для ребенка, сидящего спереди; она может нанести серьезные травмы. Поэтому детей перевозят сзади, в специальных креслах, обязательно пристегнутыми. Исследования показывают, что автокресла снижают детскую смертность на 54%.
Мировая статистика однозначна: ремень безопасности на заднем сиденье – не формальное требование, а ключевой фактор выживания в аварии. Он сохраняет жизни при любой скорости движения. Истории о “спасении через вылет” – единичные случаи на фоне тысяч смертей непристегнутых людей. Это простое действие спасает больше жизней, чем самые совершенные технологии в автомобиле.