Велосипедный Минск 2025: Инфраструктура, события и лучшие трассы

С приходом устойчивого тепла и солнца улицы Минска наполняются велосипедистами.

Велосипедный Минск 2025: Инфраструктура, события и лучшие трассы

Горожане выбирают как проверенные городские трассы, так и живописные зеленые зоны столицы и ее окрестности. Развитие велодвижения в Минске идет полным ходом, о чем свидетельствуют новые дорожки, события, включая главное событие сезона – масштабный велокарнавал «VIVA Ровар!», который состоится завтра, 31 мая. Развитие подкрепляется не только строительством, но и планами по созданию единой сети.

Рост сети велодорожек и поддержка велодвижения

К началу 2025 года общая длина основных велосипедных путей Минска превысила 308 километров. Более 279 километров из них составляют обособленные и совмещенные пешеходно-велосипедные дорожки. Главная артерия – Минская велодорожка длиной 27 км – пролегает через весь город от водохранилища Дрозды до Чижовского водохранилища, следуя вдоль проспекта Победителей и набережной реки Свислочь. Дополнительно 2,1 км велопутей обозначено конструктивно на проезжей части.

Развитие подкрепляется регулярными мероприятиями. В начале мая столица уже приняла велопробег «Под знаменем Победы» и дала старт ежегодным детско-юношеским соревнованиям «Першы Ровар». Традиционная колонна участников завтрашнего карнавала «VIVA Ровар!» проедет по проспекту Победителей, а у Дворца спорта развернется концерт с участием зарубежных артистов, фудкорт и развлекательные зоны для детей и взрослых.

Развитие велотуризма и услуги проката

В столице все больше набирает обороты велотуризм. В каждом из девяти районов Минска разработаны специальные велопешеходные туристические маршруты общей протяженностью около 70 км. В текущем, 2025 году, для них планируется запись экскурсионных аудиогидов, а на самих дорожках появятся информационные стенды, что сделает прогулки более познавательными.

Жители и гости города имеют широкие возможности для аренды велосипеда – от одного часа до одного-двух месяцев. Пункты проката расположены у многих городских парков, зон отдыха и начал популярных маршрутов. Широко развита и система шеринга – автоматического проката велосипедов и электросамокатов через мобильные приложения, которую предлагают несколько компаний, позволяя легко взять транспорт в нужном месте.

Хранение и удобство передвижения

Власти уделяют внимание инфраструктуре для хранения. На начало года в Минске насчитывалось 1671 велопарковка, 150 велогаражей и 100 велобоксов. Из них 76 парковок, 12 гаражей и 28 боксов установили в 2024 году. Однако для города-миллионника этого пока недостаточно. Новые жилые комплексы обычно включают велопарковки в проект. Жильцам старых районов часто приходится хранить велосипеды в квартирах или подъездах либо самостоятельно финансировать установку конструкций во дворе, что возможно не везде из-за нехватки места и норм удаленности от подземных коммуникаций.

Альтернатива – охраняемые площадки для хранения велосипедов, в том числе долгосрочного, на более чем 40 автостоянках. Но их расположение неравномерно: половина – во Фрунзенском и Заводском районах, в Центральном районе всего два таких места, в Партизанском и Советском – по одному. Проблемы существуют и с самой сетью дорожек.

Велосипедисты отмечают, что их микрорайон отличается хорошей велоинфраструктурой: отдельные ровные велодорожки, пониженные бордюры, есть боксы. Однако при въезде в Минск, особенно в центр, велодорожки часто заканчиваются, вынуждая ехать по тротуарам, где много пешеходов. Сложности возникают, например, на проспекте Независимости: пешеходы иногда занимают всю ширину тротуара, включая размеченные велозоны, не держат за руку детей, которые могут резко отбежать. Приходится сигналить, сбрасывать скорость и ловить недовольные взгляды. Другой вопрос – не везде по ходу велодорожек снижены бордюры.

Для решения этих задач городскими властями была разработана и утверждена Концепция развития велосипедного движения в Минске до 2030 года. План включает создание единой городской сети маршрутов, развитие инфраструктуры и формирование непрерывной безбарьерной среды. Дорожные и коммунальные службы уже работают над понижением бортового камня на переездах, ремонтом тротуарного покрытия, нанесением разметки, установкой знаков и велосипедных светофоров.

Популярные маршруты для велопрогулок

Набережная Свислочи остается самым известным и любимым прогулочным маршрутом у минчан. Живописная дорожка вдоль реки проходит через парки и скверы. Для тех, кому приелись городские пейзажи, советуют приехать сюда в конце дня – вечерняя подсветка открывает привычные места в новом свете.

Парк Победы на проспекте Победителей обладает всей необходимой инфраструктурой: отдельные велодорожки, скамейки, туалеты, точки общепита и проката, расположенные как в самом парке, так и в его окрестностях. Для спокойной поездки лучше выбрать будний день или раннее утро из-за наплыва людей в выходные. Обязательны остановки у воды: деревянные причалы на набережной и Остров птиц предлагают замечательные виды.

Цнянское водохранилище – излюбленное место отдыха с ровными асфальтированными дорожками, облагороженной парковой зоной и чистым воздухом – идеально для велопрогулки в конце недели или после работы.

Лесопарк «Степянка» – отличный выбор для любителей покататься по бездорожью. Зеленую зону рассекает паутина утоптанных троп и дорожек, а передохнуть от езды можно на одной из уютных полян с лавочками и беседками. Маршрут требует подготовки и специального велосипеда, но компенсируется живописными видами и чувством единения с природой.

Минское море (Заславское водохранилище) – маршрут для опытных велосипедистов. Кольцевой путь около 40 км проходит по асфальтированным участкам и грунтовым дорогам, через зеленые насаждения, вдоль пляжей и зон отдыха.

Основы безопасной езды на велосипеде в городе

Катание должно быть не только приятным, но и безопасным. Это необходимое условие для того, чтобы пешеходы и велосипедисты мирно сосуществовали в одном общем пространстве. При наличии выделенной велодорожки движение должно осуществляться только по ней. При ее отсутствии допустимо использовать пешеходную дорожку, обочину или тротуар, не создавая помех пешеходам.

Если и такой возможности нет, разрешено двигаться по проезжей части: строго в один ряд не далее 1 метра от правого края дороги, причем сплошная линия разметки на краю должна оставаться слева от велосипедиста. Выезд далее 1 метра допустим лишь для поворота налево, разворота или объезда препятствия. Поворачивать налево или разворачиваться запрещено на дорогах с трамвайными путями или с двумя и более полосами для движения в одном направлении.

При пересечении проезжей части велосипедист обязан убедиться в безопасности маневра. по новым правилам обязательно нужно спешиться. В темное время суток или при плохой видимости, например в туман или дождь, велосипед должен быть заметен: обязательно включение белого фонаря спереди и красного – сзади.
При планировании маршрутов вне населенных пунктов или выделенных дорожек необходимо заранее позаботиться об одежде со светоотражающими элементами, фликерами.

Перевозка пассажиров разрешена, только если велосипед для этого конструктивно предусмотрен. Детей до 7 лет можно перевозить исключительно в специальном велокресле с фиксацией ног ребенка, при этом ребенок должен быть в шлеме. Велосипедисты младше 14 лет не имеют права выезжать на проезжую часть без сопровождения совершеннолетних; им разрешено движение только по велосипедным и пешеходным дорожкам, тротуарам, в пешеходных и жилых зонах. Категорически запрещена эксплуатация неисправного велосипеда.

По материалам minsknews.by

scroll to top

Читай новости
в ТГ-канале