В 2025 году власти используют относительно гибкие методы вместо жесткого административного контроля. Это помогает избежать перебоев в поставках товаров и поддерживать конкуренцию.
С начала 2025 года в стране действуют ежемесячные лимиты на повышение цен для ключевых товаров. Согласно постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ), инфляция к концу года не должна превышать 5%. Например, в феврале цены могут вырасти на 1,9% по сравнению с декабрем 2024 года, а к маю — на 3%. Теперь регулятор может требовать снижения цен, если компании превышают установленные ограничения.
Динамика инфляции
По данным Национального статистического комитета (Белстат), инфляция в январе 2025 года составила 5,2% в годовом выражении. Больше всего подорожали продукты питания — на 6,5%, в том числе кондитерские изделия (+1,8%) и кофе (+1,4%). Цены на непродовольственные товары выросли на 3,3%, а услуги — на 5,2%. Аналитики Евразийского банка развития (ЕАБР) прогнозируют, что инфляция останется в пределах 5–5,5% до конца года, хотя рост цен на регулируемые товары замедлился.
Дефицит овощей и картофеля
Зимой 2025 года цены на овощи, включая картофель, увеличились на 10–20%. Причина — сезонный дефицит и нехватка хранилищ. Власти обеспокоены зависимостью от импорта: ввоз картофеля из Египта и России оказался выгоднее, чем продажа белорусского урожая. Чтобы решить проблему, предлагается создавать «стабилизационные фонды» — запасы овощей, которые будут закладываться осенью и продаваться зимой по фиксированным ценам.
Чтобы уменьшить сезонное подорожание овощей, власти инвестируют в строительство теплиц. Некоторые хозяйства уже выращивают огурцы и помидоры вне сезона, что помогает снижать цены. Однако высокие затраты остаются проблемой. В некоторых хозяйствах себестоимость огурцов растёт из-за неэффективного управления: например, в расходы включают личные траты руководителей, что приводит к завышенным ценам.
Влияние бюджета на ценовую политику
Государственный бюджет 2025 года ориентирован на социальные расходы. На образование выделено дополнительно 1,7 млрд рублей, на здравоохранение — 1,5 млрд рублей, а зарплаты бюджетников увеличены на 14,7%. Однако бюджетный дефицит в 4,5 млрд рублей создаёт риски. Для его покрытия планируются заимствования и рефинансирование долгов. Если Национальный банк смягчит денежно-кредитную политику, это может усилить инфляционное давление.
Новая система регулирования цен учитывает три аспекта: доступность товаров для населения, прибыльность для производителей и поддержку белорусских товаров. Ограничения не касаются импортной одежды и электроники, но приоритет остаётся за местными аналогами. Власти рекомендуют предприятиям снижать издержки вместо повышения цен. Особый контроль сохраняется за ценами на лекарства и базовые продукты, такие как картофель и капуста.
Опыт последних лет показывает, что жёсткий контроль эффективен в кризис, но в долгосрочной перспективе он мешает развитию рынка. В 2025 году Беларусь ищет компромисс: сохраняет контроль над важнейшими товарами, но даёт бизнесу больше свободы. Успех этой стратегии зависит от снижения себестоимости продукции, развития тепличного хозяйства и прозрачности ценообразования. Эксперты ЕАБР отмечают, что устойчивость экономики будет зависеть от того, удастся ли стране избежать внешних потрясений и внутренних дисбалансов.