Помочь ребенку заговорить – в ваших силах.
Главное правило простое: чтобы речь появилась, нужна среда для ее развития. Создать такую среду – основная задача родителей.
Создаем речевую среду: говорим, а не проверяем
Самая частая ошибка – это постоянные просьбы: «Скажи!», «Повтори!». Они создают давление и мешают. Вместо этого – просто говорите. Комментируйте все, что делаете вы и что видит ребенок. «Надеваем носочек. Красный носочек. А теперь другой». Такое «спортивное комментирование» насыщает день ребенка речью без принуждения.
Откажитесь от упрощенных слов вроде «бибика» или «ням-ням». С самого начала используйте правильные названия: «машина», «кушаем». Так ребенок усваивает точные образы слов.
Читайте каждый день. Небольшие сказки и стихи с повторяющимися сюжетами («Колобок», «Теремок») идеальны. Повторы помогают запоминать слова и конструкции. Рассматривайте картинки и просите показать, «где мишка», «где зайка». Это развивает пассивный словарь – запас понимаемых слов.
Развиваем основу для речи: не только язычок
Речь – это не только работа языка и губ. Ее основа закладывается в движениях, слухе и тактильных ощущениях.
Развивайте мелкую моторику. Центры мозга, отвечающие за движения пальцев и артикуляцию, находятся рядом. Лепка, игры с песком, перебирание крупы, рисование пальчиковыми красками – все это стимулирует речевые зоны.
Играйте в простые пальчиковые игры под стишки, вроде «Сороки-вороны». Это одновременно и массаж рук, и ритм, и эмоциональный контакт.
Тренируйте слуховое внимание. Учите ребенка определять, «что звучит»: погремушка, колокольчик, барабан. Играйте в игры, где нужно выполнять действие по сигналу: «Когда хлопну в ладоши, подпрыгни».
Делайте артикуляционную гимнастику. Это не скучные упражнения, а веселая зарядка для языка и губ перед зеркалом. Надуйте щеки, поцокайте языком, как лошадка, оближите губы, будто после сладкого варенья.
Когда бить тревогу?
Каждый ребенок развивается в своем темпе, но есть четкие ориентиры, при которых стоит обратиться к логопеду, даже если ребенок здоров.
В полтора года малыш не понимает простые просьбы («принеси мячик»), не откликается на свое имя и не пытается повторять слова. К двум годам в арсенале меньше 20-30 слов, нет попыток строить фразы из двух слов («мама, дай»). В три года ребенок не говорит предложениями, его речь понимают только близкие родственники.
Консультация невролога или сурдолога (проверка слуха) может быть необходима, чтобы исключить физиологические причины задержки.
Помните: ваш главный инструмент – это терпение и любовь. Хвалите за любой звук, за любую попытку. Создайте ситуацию, где говорить нужно – просите о помощи, выбирайте между двумя вещами. Будьте самым активным и заинтересованным слушателем своего ребенка. Его первые слова – это награда за ваше внимание и труд.