Демография, пробки, небоскребы: китайское исследование Минска

Ученые из Уханьского университета в Китае, внимательно изучив спутниковые снимки Минска через мощную платформу Google Earth Engine, подсчитали: к 2020 году площадь города увеличилась на ошеломляющие 93.3%.

Демография, пробки, небоскребы: китайское исследование Минска

Это как если бы рядом со старым Минском вырос его точный двойник. Мысленно приложите к Минску 1990 года точно такой же город – и вы получите представление о том, насколько выросла белорусская столица за последние три десятилетия. Самый бурный скачок, почти 31%, случился в 1990-е, но процесс не остановился – рост продолжался и вплоть до нынешнего 2025 года, город постепенно уплотнялся.

Китайские исследователи выделили четыре главных “двигателя” этого роста. Во-первых, это историческое ядро – послевоенные кварталы и центр города, его неизменная сердцевина.

Во-вторых, кольца окраин – целых 139 квадратных километров новых районов, нараставших слоями, как годичные кольца у дерева. Именно так Минск долгое время “расползался” вширь.

В-третьих, “заплатки уплотнения” – это пустыри и промзоны внутри уже сложившейся застройки, которые постепенно превращались в жилые кварталы. Площадь таких преобразований внутри города выросла на 87.2% после 2000 года, что говорит о новом тренде.

И наконец, “острова-скачки” – это крупные объекты вроде гипермаркетов или логистических центров, которые словно перепрыгивали через пустоты и вырастали вдалеке от основных городских магистралей.

Кто ходит по минских улицах

За эти же 30 лет Минск стал домом для значительно большего числа людей: население выросло с 1.68 миллиона до 2.02 миллионов человек. Сегодня каждый пятый житель столицы, а это 419 300 человек, – это представитель молодежи в возрасте от 14 до 30 лет. Среди них 234 600 – студенты вузов (данные на 2024/2025 учебный год).

Но исследование выявило и тревожные тенденции. Рождаемость в городе резко упала – если в 2020 году в столице родилось свыше 17 тысяч малышей, то в 2024 году – чуть больше 12 тысяч, что на треть меньше. Причем 60% рожениц сегодня – это женщины в возрасте 30–40 лет. Параллельно растет число беременных с хроническими болезнями – за последние 4 года таких случаев стало почти в два раза больше: с 400 до 700 ежегодно.

Экономика: от станка к клавиатуре

Экономическое лицо Минска сильно изменилось. Если в 1960-е город рос прежде всего как “завод-гигант”, где флагманами были Минский автомобильный завод (МАЗ) и Минский тракторный завод (МТЗ), то сегодня это в первую очередь город услуг и знаний. Промышленность, хоть и остается важной, дает работу уже только 19.5% горожан. Торговля и разнообразные услуги занимают почти столько же – 19.3%. А вот целых 30% работающих минчан – это учителя, врачи, государственные служащие и особенно IT-специалисты.

Столица притягивает людей не только возможностями, но и зарплатами – они здесь в среднем на 80% выше, чем в других регионах Беларуси. Однако за комфорт жизни в центре приходится платить – цены на жилье в самых престижных районах достигают 3000 долларов за квадратный метр.

Планы Минска на 2030-е

Однако, рост принес и проблемы, которые требуют решения. Первая – конечно, транспорт. Число автомобилей неуклонно растет, а пробки отнимают у каждого водителя в среднем 32 минуты в день.

Вторая – доступное жилье. Цены кусаются, и 55% молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет не могут позволить себе купить квартиру.

Третья угроза – сокращение зеленых зон. За 20 лет город потерял 4.6 квадратных километра парков, поглотив окружавшие его сельскохозяйственные земли.

Генеральный план развития Минска до 2030 года предлагает свои ответы на эти вызовы. Один из ключевых проектов – создание современных деловых центров на месте устаревших заводских территорий. Районы Клары Цеткин, проспекта Машерова и “Борисовского тракта” должны превратиться в комплексы с небоскребами, офисами, торговыми галереями и подземными парковками. Фирма “Декорум” уже активно строит там свои объекты.

Другой важный шаг – перенос аэропорта “Минск-1”. Его нынешнее местоположение в центре города мешает освоению огромной территории в 4000 гектаров и накладывает ограничения на высоту новых зданий. Его вынос откроет новые горизонты для развития. Третий план – создание пешеходного центра. Улицы Карла Маркса и Революционная в перспективе могут стать зоной кафе и прогулок, но только тогда, когда не менее 25% горожан смогут регулярно тратить там деньги. Пока таких людей только около 2%.

И наконец, важнейший пункт – защита исторического наследия. В старинных кварталах, таких как Троицкое предместье, уже действует запрет на строительство зданий выше 3 этажей, чтобы сохранить их уникальный облик.

Из китайского исследования можно сделать определенные выводы: дальнейшее безудержное “расползание” города вширь опасно для его будущего. Вместо освоения новых окраинных земель нужна революция уплотнения – разумное и интенсивное использование уже существующего пространства. Это реновация как минимум 12 промзон, которые все еще занимают ценные участки внутри городской черты. Это развитие общественного транспорта, особенно метро, чтобы дотянуться до спальных районов вроде Курасовщины – здесь планируется продление третьей ветки. И это создание “зеленых коридоров” – непрерывных цепочек парков и скверов, связанных аллеями, где можно высадить тысячи деревьев, например, 5000 дубов.

Фото: sashamorozov.com

scroll to top

Читай новости
в ТГ-канале