Раннее знакомство со смартфоном влияет на психическое здоровье детей

Глобальные исследования, охватившие более 100 000 молодых людей из 163 стран, показывают: чем раньше ребенок получает смартфон, тем выше риск проблем с психикой во взрослой жизни.

Раннее знакомство со смартфоном влияет на психическое здоровье детей

Ученые из некоммерческой организации Sapien Labs использовали специальный онлайн-тест MHQ (Mind Health Quotient), который оценивает 47 параметров – от эмоциональной устойчивости до социальных навыков.

Шкала теста колеблется от –100 (глубокая кризисная ситуация) до +200 (психологическое благополучие). Результаты показали: у тех, кто начал пользоваться смартфоном до 13 лет, средний балл MHQ в молодости (18–24 года) значительно ниже. Например, получившие устройство в 13 лет имели балл 30, а те, кому его подарили в 5 лет – всего 1 балл. Эта тенденция наблюдалась во всех странах независимо от культурных различий.

У дошкольников избыточное экранное время создает свои трудности. Исследователи факультета психологии МГУ под руководством Юрия Зинченко изучили 1000 детей 5–6 лет из разных регионов России. Они обнаружили: у детей, проводящих у экрана более часа в день, снижается способность к саморегуляции – умению контролировать поведение в разных ситуациях.

Особенно страдает слухоречевая рабочая память, отвечающая за запоминание устной информации. Это критично для обучения: ребенок с такими трудностями может хуже усваивать объяснения учителя. Мальчики, согласно исследованию, проводят перед экраном больше времени, чем девочки, и демонстрируют более низкие показатели саморегуляции.

Почему так происходит? Ученые Sapien Labs выделили ключевые факторы, связывающие раннее использование смартфона с проблемами в будущем. Главный из них – ранний доступ к социальным сетям (объясняет 40% негативного влияния). Алгоритмы соцплатформ, настроенные на удержание внимания, могут показывать детям неадекватный контент, включая агрессивные материалы или всевозможные фейки, нарушая их представление о реальности. Другие значимые факторы: кибербуллинг (10%), нарушение сна (12%) и ухудшение отношений в семье (13%). Интересно, что для девушек в англоязычных странах (США, Великобритания и др.) дополнительным риском стало раннее знакомство с гиперсексуализированным контентом, что объясняет 14% существующих проблем.

Гендерные различия оказались довольно-таки значимыми. Девушки, получившие смартфон до 13 лет, чаще сообщали о суицидальных мыслях (48% среди тех, кто начал пользоваться в 5–6 лет против 28% начавших в 13). У юношей эти цифры ниже – 31% и 20%, но тенденция сохраняется. Также у обеих групп отмечались чувство оторванности от реальности, снижение самооценки и трудности с управлением эмоциями. У дошкольников-мальчиков, как уже упоминалось, экранное время сильнее коррелирует с проблемами саморегуляции.

Что нам предлагают эксперты?

Исследовательские группы, работавшие независимо друг от друга, предлагают меры, направленные на снижение рисков от раннего взаимодействия с цифровой средой. Sapien Labs, опираясь на глобальные данные, выступает за системные изменения, аналогичные ограничениям на табак или алкоголь. Они предлагают законодательно запретить доступ к социальным сетям для детей младше 13 лет с усилением возрастной верификации, разработать специальные «детские» телефоны без доступа к соцплатформам и алгоритмическим лентам контента, ввести обязательную цифровую грамотность в школах для распознавания манипуляций, а также установить юридическую ответственность для IT-компаний за нарушения.

А вот психологи МГУ, фокусируясь на дошкольниках, делают акцент на мягкой коррекции повседневных привычек. Они рекомендуют строго ограничивать экранное время одним часом в день для детей 5–6 лет, замещать гаджеты совместными развивающими активностями – чтением, творчеством или играми – и подчеркивают критическую роль личного примера родителей, которым стоит сознательно сокращать использование смартфонов при детях.

Обе группы сходятся в главном: до 13 лет мозг особенно уязвим к воздействию цифровой среды, требующей контроля.

Конечно, исследования не утверждают, что смартфоны – единственная причина проблем. Как отмечает Юрий Зинченко, ссылаясь на работы психолога Александра Запорожца, наша ключевая задача – наполнить детство развивающими активностями, а не заменить их цифровыми суррогатами.

Фото: Andrea Piacquadio / pexels.com

scroll to top

Читай новости
в ТГ-канале