Например, встаем с кровати, идем к кофемашине или водим машину. Эти привычки словно «записываются» в нашем мозге, освобождая место для других задач. Сначала мозг использует зону, которая отвечает за осознанные действия, но со временем привычки переходят в более глубокие структуры мозга, которые управляют автоматическими процессами.
Когда мы учимся чему-то новому, мозг работает по-другому, чем когда действие становится привычным. Например, сначала активируются волны, которые ученые называют гамма-волнами. Но как только мы привыкаем к задаче, их заменяют бета-волны. Это сигнал, что мозг перенес действие «на автопилот». Ученые из Университета Дьюка выяснили, что этот процесс меняет работу некоторых частей мозга, делая привычку устойчивой.
Базальные ганглии — это область мозга, которая помогает управлять нашими желаниями и контролировать их. Например, если мы почувствуем запах вкусной еды, мозг может заставить нас захотеть ее съесть. Но если сейчас неподходящее время, он может остановить этот импульс. Эксперименты на мышах показали: когда животные привыкают получать еду за нажатие рычага, их мозг усиливает оба сигнала — желание и контроль. Но если привычка уже сформировалась, желание оказывается сильнее, даже когда еды больше не дают.
Особую роль в формировании привычек играет часть мозга под названием дорсолатеральный стриатум. Она отвечает за превращение повторяющихся действий в автоматические. Ученые заметили, что активность этой области мозга заранее «предсказывает», что привычка скоро сформируется. Если блокировать эту активность, привычка может ослабнуть или исчезнуть.
У лабораторных мышей нейроны, которые отвечают за выполнение действия, «включались» быстрее, чем те, что контролируют его торможение. Временной порядок оказался важнее, чем баланс между этими нейронами.
Эти исследования помогают понять не только то, как формируются привычки, но и как их можно изменить. Хотя мозг человека сложнее, принципы остаются похожими. Привычки оставляют глубокий след в наших мозговых структурах. Это объясняет, почему, например, одна зависимость может тянуть за собой другие. Если научиться воздействовать на эти механизмы, например, с помощью магнитной стимуляции, можно будет эффективнее бороться с вредными привычками, компульсивным (то есть навязчивым) поведением и другими проблемами.