Многие исследования показывают, что чем больше времени ребенок сидит перед экраном, тем ниже его уровень физической активности. Каждый лишний час у экрана снижает шансы ребенка соответствовать нормативам по выносливости, силе и двигательным навыкам. Эта связь может быть сильнее у девочек и подростков по сравнению с младшими детьми.
Важно понимать, что долгое сидение с гаджетами – часть малоподвижного образа жизни, который сам по себе повышает риски лишнего веса, проблем с сердцем и других заболеваний. При этом имеет значение тип деятельности: пассивный просмотр телевизора чаще связан со снижением активности, чем использование мобильных устройств, которые все же иногда можно совмещать с движением. Программы, направленные на повышение активности и разумное сокращение “экранного времени” (особенно телевизора), показывают положительные, хотя и скромные результаты.
Память, осанка и сон
У детей разных возрастов влияние гаджетов проявляется по-разному. Например, младшие школьники хуже запоминают прочитанное с экрана электронной книги по сравнению с бумажной – разница в запоминании может быть существенной. Очень серьезной проблемой становится сон. Использование телефонов или планшетов перед сном, особенно в темноте, мешает выработке гормона мелатонина, который помогает нам засыпать. Синий свет от экранов сбивает наши внутренние часы, задерживает сон и ухудшает его качество. Многие подростки используют смартфоны ночью для игр или общения в соцсетях, что приводит к постоянному недосыпу. Это проявляется раздражительностью, сонливостью днем и падением успеваемости. Исследования показывают, что подавляющее большинство подростков имеют смартфоны прямо в спальне.
Физическое здоровье тоже страдает: долгое сидение, часто в неудобной позе, вызывает боли в спине, шее, плечах и может привести к проблемам с осанкой. Напряженный взгляд на экран утомляет глаза и способствует развитию близорукости. Ученые также обсуждают возможное влияние излучения от беспроводных устройств, особенно на детей, чей организм может воспринимать его сильнее, чем у взрослых.
Психическое благополучие не остается в стороне: чрезмерное увлечение гаджетами связывают с повышенной тревожностью, снижением концентрации и самоконтроля. Постоянная проверка сообщений и ожидание реакции в соцсетях создают хроническое напряжение. У некоторых формируется так называемое “клиповое мышление” – умение быстро переключаться между задачами, но ценой рассеянности и поверхностного восприятия информации.
Настоящей проблемой может стать зависимость: по оценкам, признаки зависимости есть примерно у каждого десятого пользователя в мире. Это проявляется в навязчивом желании быть онлайн, раздражении без гаджета, трате больших денег, пренебрежении учебой, домашними делами и даже сном. Особенно привлекательны для развития зависимости онлайн-игры – почти половина их пользователей играют больше четырех часов в день.
Есть хоть какая-то польза от этих технологий?
Конечно, есть и потенциальные плюсы, если технологии использовать с умом. Например, качественные обучающие приложения на планшетах или смартфонах могут помочь детям из семей с меньшим достатком подтянуть знания, скажем, по языку или математике, компенсируя недостаток других возможностей.
Некоторые хорошо сделанные компьютерные игры, такие как “Тетрис” или стратегии могут развивать координацию глаз и рук, пространственное мышление, умение планировать и быстро принимать решения. Хотя обычные подвижные игры и спорт все же остаются значительно более эффективными для развития физических навыков.
Не все обучающие приложения одинаково полезны. Оказывается, большинство программ, заявленных как “образовательные”, не имеют научных доказательств своей эффективности. Лишь малая часть таких приложений может подтвердить свою пользу исследованиями. Качество самого контента тоже критически важно. Яркая, но не относящаяся к делу анимация и звуки в интерактивных книгах или приложениях могут, наоборот, отвлекать детей от главной обучающей цели. Исследования, отслеживающие движение глаз ребенка, показали, что дети часто смотрят на двигающиеся элементы фона, а не на основное содержание. В то же время анимация, которая действительно помогает понять материал, может быть полезной, особенно детям, которым сложно учиться.
Повторяй за мной!
И конечно же, поведение родителей с гаджетами сильно влияет на детей. Если родитель физически рядом, но постоянно отвлекается на телефон, это снижает качество общения и развития ребенка. Ученые подчеркивают, что совместные реальные игры и разговоры с родителями – мощный фактор для развития ребенка. Также нельзя забывать о влиянии социально-экономических факторов и культурной среды – они определяют, как и сколько дети используют технологии.
Фото: Jessica Lewis / pexels.com