Сложные места и спорные моменты: обсуждаем новые ПДД

С 1 сентября 2025 года в Беларуси действуют важные изменения в Правилах дорожного движения (ПДД). Давайте разберемся, что конкретно изменилось в сложных ситуациях и как на это реагируют люди.

Сложные места и спорные моменты: обсуждаем новые ПДД

Велосипедисты и водители СПМ

Так спешиваться или нет?

Самое важное новое правило для тех, кто едет на велосипеде, электросамокате или моноколесе (СПМ): пересекая проезжую часть по обычной пешеходной “зебре”, нужно обязательно спешиться: сойти со своего транспорта и перейти дорогу пешком, становясь обычным пешеходом. Однако, есть несколько ситуаций, когда спешиваться не обязательно, но действуют строгие условия:

– На специальном велосипедном переезде со своим светофором: если переход через дорогу специально обозначен для велосипедистов и СПМ (знак или разметка) и есть отдельный светофор для них, можно ехать на зеленый сигнал, не слезая. Здесь приоритет регулируется светофором.

– На перекрестке, двигаясь строго по линии тротуара или обочины: можно ехать вдоль самого края проезжей части, где она смыкается с тротуаром или обочиной. Но в этом случае вы обязаны уступить дорогу всем без исключения машинам, мотоциклам и другому транспорту. Это правило работает только на перекрестках.

– На перекрестке, двигаясь не дальше 1 метра от правого края дороги: если вы едете по самой правой полосе проезжей части, держась в пределах метра от ее края, и пересекаете перекресток, можно остаться в седле. Но вы должны подчиняться обычным автомобильным светофорам или дорожным знакам приоритета, как водитель транспортного средства.

Помним: даже в этих трех разрешенных случаях без спешивания, подъезжая к дороге, нужно заранее сбросить скорость. Прежде чем выехать на проезжую часть, необходимо убедиться, что это безопасно – оценить расстояние и скорость машин. Само пересечение проезжей части должно происходить со скоростью не быстрее, чем идет пешеход. На обычной “зебре” без специальной велосипедной разметки или своего светофора спешиваться нужно всегда, без исключений.

Автомобилисты

Когда и где останавливаться?

Для тех, кто за рулем машины, изменения ужесточили правила, особенно касающиеся пешеходов и проезда перекрестков:

– На “зебрах” без светофора (нерегулируемых переходах): раньше водитель должен был “пропустить” пешехода. Теперь правило стало гораздо строже: как только пешеход ступил ногой на проезжую часть по “зебре”, водитель обязан остановиться (или заранее снизить скорость, если это безопасно), чтобы дать пешеходу безусловный приоритет и возможность спокойно перейти дорогу. Остановиться нужно до того, как пешеход поравняется с вашей машиной.

– На “зебрах” со светофором (регулируемых переходах): теперь водитель обязан уступить дорогу пешеходу даже в ситуации, когда и водителю, и пешеходу одновременно горит зеленый сигнал светофора. Такое часто бывает, например, когда машина поворачивает на перекрестке, а пешеходы идут прямо. Раньше приоритет в такой момент мог быть неочевиден.

– Запрет выезда на перекресток при заторе (“вафельная” разметка): на перекрестках, обозначенных желтой решетчатой разметкой (она называется “вафельница”), строго запрещено выезжать на перекресток, если впереди виден затор, и ваша машина остановится прямо на этой желтой разметке. Нужно заранее остановиться перед ней.

Также появилось новое правило о парковке у зарядных станций для электромобилей: останавливаться или парковаться на местах, обозначенных специальной разметкой (зеленого цвета или с символом розетки), могут только те автомобили, которые в этот момент непосредственно заряжаются. Для всех остальных это место под запретом.

Электросамокаты и моноколеса

Кто есть кто и где он может ездить?

Правила четко определили, что такое СПМ (средство персональной мобильности) и как на них передвигаться:

– Что такое СПМ? Это электроустройство с одним или несколькими колесами (роликами), предназначенное для одного человека, чья максимальная конструктивная скорость не превышает 25 км/ч (например, электросамокаты, моноколеса, сегвеи). По своим правам и обязанностям в ПДД они теперь в основном приравнены к велосипедистам (включая необходимость спешиваться на переходах, кроме оговоренных выше случаев).

Где ездить на СПМ?

– По велодорожке – можно, развивая скорость до 25 км/ч.

– По тротуару – можно, но только со скоростью не выше 10 км/ч, и запрещено вовсе, если ваше устройство весит больше 35 килограммов. На тротуаре пешеходы имеют безусловный приоритет, нужно уступать им дорогу.

Мощные устройства (быстрее 25 км/ч)

Если устройство может ехать быстрее 25 км/ч (даже если вы едете медленнее), оно больше не считается СПМ. Для него теперь требуется регистрация в ГАИ (как для мопеда или мотоцикла), наличие водительских прав (категория AM, A1 или A, в зависимости от мощности и веса) и обязательная страховка. Управление таким зарегистрированным устройством в пьяном виде грозит реальным лишением водительских прав. Ездить на нем нужно будет по правилам для мопедов/мотоциклов, то есть в основном по проезжей части.

Подытожим

1. Пешеходы получили самый сильный приоритет на всех типах переходов – “зебр”. Водители обязаны останавливаться для них на нерегулируемых переходах сразу, как только пешеход ступил на дорогу, и уступать на регулируемых, даже если светофор зеленый и для машин.

2. Велосипедисты и водители СПМ (до 25 км/ч) почти везде обязаны спешиваться при пересечении дорог по “зебре”, но получили важный приоритет внутри жилых зон, включая дачные поселки. На велодорожках они тоже имеют свое пространство.

3. Водители автомобилей должны строже соблюдать правила пропуска пешеходов на всех переходах, осторожнее проезжать перекрестки, особенно с “вафельной” разметкой, и быть предельно внимательными и вежливыми на дачных территориях, где они теперь в гостях.

Споры на обочине: недовольны все

Введение новых правил вызвало оживленные и часто полярные дискуссии среди всех групп участников дорожного движения, что видно по сотням комментариев в соцсетях и на форумах.

Что думают автомобилисты

Большинство автомобилистов поддерживают возвращение обязанности велосипедистам и водителям СПМ спешиваться на “зебрах”. Они аргументируют это ростом ДТП после предыдущей отмены этого правила, указывая на ситуации, когда велосипедист внезапно вылетал из-за припаркованных машин или кустов, не оставляя водителю времени среагировать. Многие подчеркивают психологический аспект, считая, что лучше потратить минуту на ожидание, пока человек медленно перейдет дорогу пешком, чем потом нести уголовную ответственность или жить с чувством вины.

Однако у водителей есть и серьезные опасения. Они недоумевают, как безопасно объезжать тяжелые электросамокаты (весом более 35 кг), движущиеся со скоростью 20 км/ч по проезжей части на сложных развязках, видя в этом источник новых аварий. Также активно обсуждается вопрос ответственности: водители настаивают, что если велосипедист или водитель СПМ нарушил ПДД (не спешился, превысил скорость) и стал виновником ДТП, он должен нести реальную финансовую ответственность – оплачивать ремонт автомобиля и лечение пострадавших.

Что думают велосипедисты

Многие владельцы велосипедов восприняли нововведения, особенно обязанность спешиваться, очень болезненно. Городские жители, использующие велосипед как ежедневный транспорт для поездок на работу или учебу, подсчитывают, что на маршруте длиной 15 километров им придется пересечь 26 перекрестков. Они опасаются, что необходимость спешиваться на каждом превратит 40-минутную поездку в утомительный полуторачасовой марафон. Особенно возмущены владельцы спортивных велосипедов, отмечая, что идти в специальных велотуфлях с жесткой подошвой крайне неудобно, а мысль о переобувании перед каждым переходом кажется им абсурдной.

Более сдержанные велосипедисты признают проблему с лихачами, вылетающими на переходы на скорости 30 км/ч, но задаются вопросом, почему вместо наказания конкретных нарушителей ухудшают условия для всех законопослушных. Некоторые предлагают альтернативы, считая, что достаточно обязать снижать скорость до 5–7 км/ч на переходе и устанавливать зрительный контакт с водителем, как это практикуется в некоторых европейских странах.

.

Что думают владельцы электросамокатов

Пользователи средств персональной мобильности разделились во мнениях. Владельцы легких моделей (до 25 км/ч) в целом готовы мириться с ограничениями, считая движение по тротуарам со скоростью 15–20 км/ч с обязательным приоритетом пешеходов разумным компромиссом.

А вот владельцы мощных устройств (свыше 25 км/ч) находятся в состоянии паники. Их теперь выгоняют на проезжую часть, но ехать со скоростью 30–40 км/ч рядом с грузовиками они воспринимают как смертельно опасную игру, опасаясь, что воздушный поток от проезжающей фуры легко может сбросить самокат. Они критикуют и технические нюансы правил, спрашивая, как можно доказать, что ехал 24 км/ч, а не 26, и считая требование установки спидометра на самокат нелепым. Многие сомневаются в реалистичности требования регистрировать такие устройства в ГАИ, полагая, что подростки, пользующиеся шеринговыми самокатами, вряд ли массово пойдут получать номерные знаки и права.

Пешеходы

Пешеходы, казалось бы, главные бенефициары изменений, но и у них есть свои претензии, часто связанные с плохой инфраструктурой. Родители с маленькими детьми и колясками возмущаются, что велодорожки зачастую являются единственными ровными путями в парках или вдоль улиц, в то время как тротуары разбиты. Однако, когда они идут по велодорожке, на них сигналят и кричат велосипедисты.

В ответ велосипедисты парируют, что пешеходы сознательно выбирают для ходьбы велодорожки, игнорируя соседние тротуары, а потом удивляются предупредительным сигналам. Согласно новым ПДД, мать с коляской на велодорожке считается пешеходом, и велосипедист или водитель СПМ обязан уступить ей дорогу и не создавать помех. Если пешеход переходит велодорожку (как пешеходный переход через велополосу), приближающийся велосипедист обязан снизить скорость и уступить.

Пожилые люди активно поддерживают требование спешиваться на переходах. По их словам, самокатчики часто несутся совершенно бесшумно, как “снайперы”, и только на обычной “зебре” у пешехода есть шанс вовремя заметить опасность и среагировать. Молодые пешеходы предлагают более радикальное решение, считая, что эффективно разделить потоки могут только физические барьеры, а не просто нарисованные на асфальте полоски.

Юридические мифы и реальность

В бурных дискуссиях всплыло несколько распространенных заблуждений о новых правилах и ответственности. Первый миф гласит: “Водитель всегда виноват в ДТП с велосипедистом”. На самом деле, владелец автомобиля как источника повышенной опасности обязан компенсировать вред здоровью пострадавшего велосипедиста. Однако виновным в совершении ДТП может быть признан и сам велосипедист, если он нарушил ПДД, например, не спешился на пешеходном переходе.

Второй миф: “Достаточно просто ехать медленно, а спешиваться не обязательно”. Новые правила четко требуют спешивания на обычных пешеходных переходах (“зебра” без дополнительных велосипедных символов или светофора). Исключение составляют только специальные велопереезды с разметкой 1.15.1 или своим светофором, движение по линии тротуара/обочины на перекрестке или движение в пределах 1 метра от правого края проезжей части на перекрестке.

Третий миф: “Проблему решат штрафы для пешеходов”. На сегодняшний день пешеходов штрафуют только за переход в неположенном месте (по статье 18.23 Кодекса об административных правонарушениях), но не за ходьбу по велодорожке, хотя это и создает бесчисленные конфликты.

Инфраструктура молчит

Мало кто в спорах не упомянул, пожалуй, самую ключевую проблему – неадаптированную дорожную инфраструктуру. В комментариях мелькали конкретные примеры: “Велопереезд упирается прямо в лестницу без пандуса”, “Светофоры для автомобилей и пешеходов на перекрестке горят зеленым одновременно, провоцируя ДТП при поворотах машин”.

Опыт таких стран, как Германия и Финляндия, где удалось добиться практически нулевой смертности уязвимых участников движения, связывают не только со строгими ПДД, но и с коренной перестройкой улиц: сужение проезжих частей для снижения скорости машин, приподнятые пешеходные переходы, делающие пешеходов более заметными, и развитые, безопасные сети велодорожек, физически отделенные от потока машин.

Сентябрь 2025 года станет практической проверкой: станут ли новые ПДД реальным шагом к безопасности на белорусских дорогах или же источником новых конфликтов и непонимания. Успех будет зависеть не только от знания и соблюдения правил всеми, но и от того, насколько быстро инфраструктура начнет соответствовать новым требованиям безопасности.

Фото: vgr.by

scroll to top

Читай новости
в ТГ-канале